Дорожный бетон
Дорожный бетон и бетонные покрытия полов. Цементно-бетонные покрытия дорог и аэродромов находятся в специфических условиях, подвергаясь истиранию, многократному замораживанию при одновременном действии солей, применяемых для предотвращения обледенения и облегчения очистки дорог от льда. Бетон однослойных покрытий и верхнего слоя двухслойных покрытий должен иметь морозостойкость: в суровом климате— не ниже Мрз200, в умеренном — Мрз150, в мягком — МрзЮО. Для обеспечения эксплуатационной долговечности бетона применяют портландцемент (желательно пластифицированный и гидрофобный) с содержанием трехкальциевого алюмината не более 10 %. Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 2 ч, поскольку бетонную смесь приходится перевозить на большие расстояния.
Морозостойкость бетона, его прочность и сопротивление поверхностному износу возрастают с уменьшением ВЦ, поэтому принимают ВЦ 0,5 для бетона верхнего слоя покрытия и ВЦ s=: 0,6 — для нижнего слоя. Покрытие работает на изгиб, поэтому основной прочностной характеристикой бетона является проектная марка на растяжение при изгибе.
Бетонные покрытия полов промышленных зданий могут быть монолитными и сборными. Бетон должен хорошо сопротивляться истиранию. При прочности бетона выше величины, называемой «порогом выкрашивания» и равной 30—40 МПа, зерна заполнителя почти не выкрашиваются и основным фактором, влияющим на истираемость, в этом случае является твердость заполнителя. Твердые заполнители изготовляют из гранитов, диоритов и других изверженных горных пород. Искусственные заполнители повышенной вязкости и износостойкости получают путем переплавки некоторых горных пород, а также из металлургических шлаков.
Для увеличения твердости и износостойкости верхнего слоя цементно-бетонного покрытия втрамбовывают в свежеуложенный бетон порошок, приготовленный из твердых материалов — корунда, карборунда и т. п.
Износостойкость бетонного пола значительно возрастает при покрытии его некоторыми синтетическими (например, эпоксидными) полимерами, которые одновременно защищают бетон от химической коррозии.
Бетон, упрочненный волокнами (фибробетон). Армирование бетона, цементных и гипсовых растворов тонкими неорганическими и органическими волокнами существенно улучшает прочностные и деформативные характеристики материала, повышает сопротивление удару и образованию трещин. Например, дисперсное армирование цементных бетонов короткими стальными волокнами увеличивает прочность при растяжении в 2—3 раза, при изгибе — в 4—5 раз, при сжатии — в 1,5—2 раза, повышает ударную прочность в 10 и более раз, а сопротивление истиранию — в 2 раза.
Дисперсно-армированный бетон (фибробетон) представляет собой композиционный материал (композит), упрочненный волокнами, в котором с невысокой прочностью на растяжение матрица сочетается с высокомодульным волокном, обладающим высокой прочностью на разрыв.