Строительные материалы
Дорожный бетон


Дорожный бетон и бетонные покрытия полов. Цементно-бетонные покрытия дорог и аэродромов находятся в специфических условиях, подвергаясь истиранию, многократному замораживанию при одновременном действии солей, применяемых для предотвращения обледенения и облегчения очистки дорог от льда. Бетон однослойных покрытий и верхнего слоя двухслойных покрытий должен иметь морозостойкость: в суровом климате— не ниже Мрз200, в умеренном — Мрз150, в мягком — МрзЮО. Для обеспечения эксплуатационной долговечности бетона применяют портландцемент (желательно пластифицированный и гидрофобный) с содержанием трехкальциевого алюмината не более 10 %. Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 2 ч, поскольку бетонную смесь приходится перевозить на большие расстояния.

Морозостойкость бетона, его прочность и сопротивление поверхностному износу возрастают с уменьшением ВЦ, поэтому принимают ВЦ 0,5 для бетона верхнего слоя покрытия и ВЦ s=: 0,6 — для нижнего слоя. Покрытие работает на изгиб, поэтому основной прочностной характеристикой бетона является проектная марка на растяжение при изгибе.

Бетонные покрытия полов промышленных зданий могут быть монолитными и сборными. Бетон должен хорошо сопротивляться истиранию. При прочности бетона выше величины, называемой «порогом выкрашивания» и равной 30—40 МПа, зерна заполнителя почти не выкрашиваются и основным фактором, влияющим на истираемость, в этом случае является твердость заполнителя. Твердые заполнители изготовляют из гранитов, диоритов и других изверженных горных пород. Искусственные заполнители повышенной вязкости и износостойкости получают путем переплавки некоторых горных пород, а также из металлургических шлаков.

Для увеличения твердости и износостойкости верхнего слоя цементно-бетонного покрытия втрамбовывают в свежеуложенный бетон порошок, приготовленный из твердых материалов — корунда, карборунда и т. п.

Износостойкость бетонного пола значительно возрастает при покрытии его некоторыми синтетическими (например, эпоксидными) полимерами, которые одновременно защищают бетон от химической коррозии.

Бетон, упрочненный волокнами (фибробетон). Армирование бетона, цементных и гипсовых растворов тонкими неорганическими и органическими волокнами существенно улучшает прочностные и деформативные характеристики материала, повышает сопротивление удару и образованию трещин. Например, дисперсное армирование цементных бетонов короткими стальными волокнами увеличивает прочность при растяжении в 2—3 раза, при изгибе — в 4—5 раз, при сжатии — в 1,5—2 раза, повышает ударную прочность в 10 и более раз, а сопротивление истиранию — в 2 раза.

Дисперсно-армированный бетон (фибробетон) представляет собой композиционный материал (композит), упрочненный волокнами, в котором с невысокой прочностью на растяжение матрица сочетается с высокомодульным волокном, обладающим высокой прочностью на разрыв.


Сборные железобетонные
Виды железобетонных конструкций
Виброштампование
Прочность бетона
Индукционный прогрев
Технико-экономический эффект
Питьевая вода
Средние и мелкие пески
Зерна гравия
Бетонирование
Высокопрочный бетон
Решающее значение
Керамзитовый гравий
Объемная масса
Объемная масса легкого бетона
Долговечность бетона
Крупнопористый бетон
Ячеистый бетон
Перемешивание материалов
Алюминиевая пудра
Газосиликат автоклавного твердения
Тезнико-экономическая эффективность
Глиноземистый цемент
Защитные свойства
Повышения качества бетона
Способ зимнего бетонирования
Дорожный бетон
Эффективность армирования
Волокна
Пропитка полимерами