Повышения качества бетона
Противоречивые на первый взгляд требования повышения качества бетона и снижения его стоимости можно совместить, если «разрезать» сооружение на зоны, выделив наружную часть массивной постройки, подвергающуюся непосредственному влиянию среды, и внутреннюю часть (рис. V.28).
Гидротехнический бетон подразделяют в зависимости от расположения в сооружении по отношению к уровню воды (рис. V.28) на бетон подводный, находящийся постоянно в воде, переменного уровня воды и надводный, находящийся выше уровня воды.
В зоне переменного уровня воды влажный бетон многократно замерзает и оттаивает, поэтому от бетона требуется высокая плотность (марки по водонепроницаемости В6, В8 и В12) и морозостойкость (марки Мрз 150—500).
Для бетона зоны переменного уровня воды применяют сульфато-стойкие портландцементы с пластифицирующими и гидрофобизующими добавками.
Бетон внутренней зоны массивных конструкций защищен наружным бетоном от непосредственного воздействия среды, главное требование к нему — минимальная величина тепловыделения при твердении, так как неравномерный разогрев массива может вызвать образование температурных трещин. Этому требованию отвечает шлакопортландцемент, поэтому его охотно применяют наряду с пуццолановый портландцементом для массивного бетона; эти же цементы хорошо противостоят выщелачиванию Са(ОН)2.
Состав гидротехнического бетона определяют на основе обычного расчетно-экспериментального метода, однако верхний предел значения ВЦ ограничивается нормами, установленными для каждого вида бетона. Марку по прочности принимают не только в 28-су-точном возрасте, но и в более поздние сроки: 90 и даже 180 сут, что позволяет экономить цемент.
Гидротехнический бетон применяют для возведения монолитных сооружений и изготовления сборных железобетонных конструкций и изделий, например элементов вентиляторных и башенных градирен, отстойников, коллекторов.
Сборные железобетонные конструкции применяют для устройства мостовых переходов через плотины при сооружении машинных зданий гидроэлектростанций и бычков водосливной плотины. При строительстве Киевской и Каневской ГЭС применяли сборные конструкции массой до 80 т.
Бетон для зимних работ. Монолитный бетон должен до замерзания достаточно затвердеть и приобрести прочность, равную 35—50 % проектной марки, иначе замерзающая в свежем бетоне вода нарушит сцепление зерен заполнителя с цементным камнем и прочность бетона будет низкой; поэтому при зимнем бетонировании стремятся ускорить твердение бетона, применяя ускорители твердения (хлористый кальций) и тепловую обработку бетона.
Режим выдерживания бетона, способы утепления конструкций и их обогрева, а также сроки распалубки должны быть обоснованы теплотехническими расчетами и данными о нарастании прочности бетона при принятых температурах.