Строительные материалы
Повышения качества бетона


Противоречивые на первый взгляд требования повышения качества бетона и снижения его стоимости можно совместить, если «разрезать» сооружение на зоны, выделив наружную часть массивной постройки, подвергающуюся непосредственному влиянию среды, и внутреннюю часть (рис. V.28).

Гидротехнический бетон подразделяют в зависимости от расположения в сооружении по отношению к уровню воды (рис. V.28) на бетон подводный, находящийся постоянно в воде, переменного уровня воды и надводный, находящийся выше уровня воды.

В зоне переменного уровня воды влажный бетон многократно замерзает и оттаивает, поэтому от бетона требуется высокая плотность (марки по водонепроницаемости В6, В8 и В12) и морозостойкость (марки Мрз 150—500).

Для бетона зоны переменного уровня воды применяют сульфато-стойкие портландцементы с пластифицирующими и гидрофобизующими добавками.

Бетон внутренней зоны массивных конструкций защищен наружным бетоном от непосредственного воздействия среды, главное требование к нему — минимальная величина тепловыделения при твердении, так как неравномерный разогрев массива может вызвать образование температурных трещин. Этому требованию отвечает шлакопортландцемент, поэтому его охотно применяют наряду с пуццолановый портландцементом для массивного бетона; эти же цементы хорошо противостоят выщелачиванию Са(ОН)2.

Состав гидротехнического бетона определяют на основе обычного расчетно-экспериментального метода, однако верхний предел значения ВЦ ограничивается нормами, установленными для каждого вида бетона. Марку по прочности принимают не только в 28-су-точном возрасте, но и в более поздние сроки: 90 и даже 180 сут, что позволяет экономить цемент.

Гидротехнический бетон применяют для возведения монолитных сооружений и изготовления сборных железобетонных конструкций и изделий, например элементов вентиляторных и башенных градирен, отстойников, коллекторов.

Сборные железобетонные конструкции применяют для устройства мостовых переходов через плотины при сооружении машинных зданий гидроэлектростанций и бычков водосливной плотины. При строительстве Киевской и Каневской ГЭС применяли сборные конструкции массой до 80 т.

Бетон для зимних работ. Монолитный бетон должен до замерзания достаточно затвердеть и приобрести прочность, равную 35—50 % проектной марки, иначе замерзающая в свежем бетоне вода нарушит сцепление зерен заполнителя с цементным камнем и прочность бетона будет низкой; поэтому при зимнем бетонировании стремятся ускорить твердение бетона, применяя ускорители твердения (хлористый кальций) и тепловую обработку бетона.

Режим выдерживания бетона, способы утепления конструкций и их обогрева, а также сроки распалубки должны быть обоснованы теплотехническими расчетами и данными о нарастании прочности бетона при принятых температурах.


Сборные железобетонные
Виды железобетонных конструкций
Виброштампование
Прочность бетона
Индукционный прогрев
Технико-экономический эффект
Питьевая вода
Средние и мелкие пески
Зерна гравия
Бетонирование
Высокопрочный бетон
Решающее значение
Керамзитовый гравий
Объемная масса
Объемная масса легкого бетона
Долговечность бетона
Крупнопористый бетон
Ячеистый бетон
Перемешивание материалов
Алюминиевая пудра
Газосиликат автоклавного твердения
Тезнико-экономическая эффективность
Глиноземистый цемент
Защитные свойства
Повышения качества бетона
Способ зимнего бетонирования
Дорожный бетон
Эффективность армирования
Волокна
Пропитка полимерами